Баланс развития: Москва утвердила планы строительства до 2027 года
Проект школы искусств в поселении Московский
Взятый десять лет назад курс на строительство автомобильных дорог, линий метро, пересадочных узлов оправдывает себя — предотвращен настоящий транспортный коллапс, в Москве стали появляться новые точки притяжения. Кроме того, качество городской среды улучшается не только в центре: в активную (в том числе и с экономической точки зрения) жизнь вернулись огромные территории — они стали интересны инвесторам и застройщикам. «Столица на протяжении последних лет поступательно развивается по всем ключевым направлениям: возводятся объекты транспортной инфраструктуры, здравоохранения, культуры и спорта, строится жилье по программе реновации, благоустраиваются общественные пространства, создаются новые парки и скверы, — отмечает член Общественной палаты Москвы Валерий Теличенко. — Это происходит в том числе благодаря АИП, которая является эффективным инструментом городского планирования».
Вот и в этот раз при утверждении АИП столичные власти сохранили баланс расходов с уклоном на развитие транспортной инфраструктуры. Как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, значительную часть программных средств (более половины бюджета АИП) планируется традиционно направить на строительство дорог и метро.
Автодороги и метро
Благодаря сохранившемуся в АИП объему финансирования в ближайшие три года в столице планируется ввести в эксплуатацию 265,6 км новых дорог, включая более 70 крупных искусственных сооружений — тоннелей, путепроводов, эстакад, развязок, мостов, а также 60 внеуличных пешеходных переходов. При этом в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО) будет построено порядка 50 км дорог и девять крупных искусственных сооружений.
Среди знаковых объектов этого периода можно выделить пешеходные мосты через Нагатинский затон и в районе Сити, велопешеходный мост через Яузу, участок набережной Москвы-реки в Нагатинской пойме, Карамышевскую набережную. Кроме того, предполагается соединить Московский скоростной диаметр с автомагистралью «Солнцево—Бутово—Варшавское шоссе», а также завершить строительство улично-дорожной сети на территории Мнёвниковской поймы и производственной территории «ЗИЛ».
По оценкам председателя правления Московского центра урбанистики «Город» Алексея Расходчикова, это важное направление работы, требующее особого внимания: «Программа дорожного строительства, к сожалению, пока не везде привела к улучшению дорожной ситуации — вылетные магистрали, Третье транспортное кольцо и многие центральные улицы по-прежнему стоят в часы пик. Помимо строительства и расширения дорог, очевидно, необходимо снижать въездной автомобильный трафик, создавать крупные центры притяжения за пределами МКАД».
Несмотря на завершение главного мегапроекта столичного метростроения — Большого кольца, темпы развития подземки снижаться не будут: до 2027 года планируется запустить 35 км линий метро с 17 станциями и одним электродепо для обслуживания и ремонта поездов. Будут запущены, к примеру, участки Рублево-Архангельской линии от «Шелепихи» до «Бульвара Генерала Карбышева» и Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Помимо этого, планируется продлить Арбатско-Покровскую линию до станции «Гольяново» и Сокольническую — до «Потапово». Предусмотрены также средства для строительства второй части Рублево-Архангельской линии и долгожданного Бирюлевского радиуса.
Реновация и соцобъекты
Предусмотренные объемы финансирования позволяют не только сохранять высокие темпы переселения москвичей, но и прогнозировать их увеличение. Так, за три года предполагается построить 6,5 млн кв. метров жилья, благодаря чему новоселье отпразднуют свыше 175 тыс. жителей расселяемых пятиэтажек.
Не менее важно и то, что наряду со строительством жилья в кварталах реновации будет продолжено возведение необходимой социальной инфраструктуры — школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новоселов создадут комфортную городскую среду. Им будут доступны благоустроенные зеленые дворы, парки, зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный городской транспорт.
Принцип комплексного и полицентричного развития территорий, заложенный в основу всей столичной градостроительной политики, в целом нашел свое отражение во всей АИП. К 2027-му за счет средств городского бюджета планируется возвести в общей сложности 16 объектов здравоохранения и свыше 60 различных учебных зданий, в частности, построить и ввести в эксплуатацию пять поликлиник на 1,9 тыс. посещений в смену, три больничных корпуса, две подстанции скорой помощи и шесть вспомогательных зданий. В числе этих объектов — многопрофильный комплекс Детской городской клинической больницы святого Владимира в Сокольниках, общая площадь которого составит более 50 тыс. «квадратов». Это один из крупнейших объектов по масштабу и объему работ. Также в этот период планируется начать реализацию другого масштабного проекта — строительство нового корпуса НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Новое современное здание возведут на месте старых советских корпусов, а его площадь превысит 120 тыс. кв. метров.
Высокие темпы жилищного строительства требуют также и активного возведения учебных заведений в жилых районах для обеспечения местами детей новоселов. В целом в течение ближайших трех лет в столице будет введено в эксплуатацию 33 детских сада на 10,5 тыс. мест и 32 школы с пристройками к ним на 23,2 тыс. учеников.
Планируется, что среди новых учебных заведений будет 15 школ-гигантов вместимостью более тысячи школьников каждая. В качестве примера можно назвать образовательные комплексы: на 1,2 тыс. учащихся в Обручевском районе столицы, на 1,4 тыс. мест в Гольяново, на 1,5 тыс. в Измайлово. Еще одну большую школу на 1,2 тыс. мест до 2027 года построят в Коммунарке на территории административно-делового центра. Как заверили в правительстве Москвы, каждая новая школа и детский сад, независимо от их размеров, будут соответствовать современным стандартам качественной образовательной среды для обучения и воспитания подрастающего поколения.
«Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и повышение их доступности — важная составляющая столичной политики, — считает декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко. — В этом направлении уже достигнуты значительные успехи. Однако сейчас наиболее острая потребность в объектах дошкольного и школьного образования, здравоохранения сохраняется в ТиНАО ввиду большой площади округа, разреженной структуры населения, притока новых жителей и ввода новостроек».
Культура и спорт
Безусловно, Москва не только финансовая и политическая столица России, кроме прочего это и настоящий центр культурной и спортивной жизни. Достаточно сказать, что импульс, заданный в 2018 году проведением Чемпионата мира по футболу, сохраняется и по сей день. В столице сегодня активно возводятся спортивные сооружения, причем не только для профессионалов, но и для любителей. Город ежегодно вводит десятки футбольных полей, ледовых дворцов и бассейнов, открытых для всех москвичей. В 20242026 годах за счет бюджета планируется ввести в эксплуатацию еще 18 физкультурно-оздоровительных комплексов, провести реконструкцию Дворца спорта «Лужники», а также завершить возведение спортивно-стрелкового клуба на территории Олимпийского комплекса и горнолыжного трамплина на Воробьевых горах.
Помимо этого, силами города будут построены и реконструированы 32 объекта культуры, среди которых Центральный московский ипподром (ЦМИ), здание Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко, кинотеатр «Полярный» на одноименной улице, а также здания школ искусств в поселениях Московский и Воскресенское Новой Москвы. И еще один интересный факт — в городе появится памятник легендарному генералу уголовного сыска Российской Империи Аркадию Кошко.
Перспектива формирования подобных центров в столице очень важна: культурная жизнь качественно изменяет социальное самочувствие и уклад жизни горожан. «Это делает городскую среду разнообразнее и привлекательнее для жителей и туристов, которые смогут посещать не только центр, но и отдаленные районы, — уверен Евгений Михайленко. — Создание уникальных объектов, подчеркивающих отличительные особенности каждого района, позволит стимулировать локальные идентичности, развивать местный патриотизм и способствовать появлению сплоченных сообществ на периферии Москвы». В качестве примера эксперт привел проект реконструкции ЦМИ, который станет новым центром притяжения, где ожидается всплеск городской активности: повышение привлекательности территории для москвичей, появление новых бизнесов и, как следствие, увеличение цены недвижимости.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
«В ближайшие три года планируем построить и ввести в эксплуатацию порядка 760 различных городских объектов, включая линии и станции метро, образовательные, спортивные и медицинские учреждения 2,7 трлн рублей потратит Москва на строительные проекты за три года (903,4 млрд в 2024-м, 931,8 — в 2025-м и 895,2 — в 2026-м)»