Еще больше набережных: питерские застройщики взялись за обустройство новых городских пространств у воды
Shutterstock/FOTODOM
По словам руководителя архитектурного бюро «Студия 44» Никиты Явейна, сейчас петербургские набережные условно можно разделить на три типа. Первый — тротуары между проезжей частью и водой, например, Воскресенская, Адмиралтейская, Кутузовская набережные. «Стандартный тротуар, слева и справа красота необыкновенная, но, в общем-то, там делать нечего», — замечает он. Второй вариант — широкий бульвар с пешеходной зоной, но без предприятий обслуживания: ресторанов, кафе, туалетов — того, что, по мнению эксперта, позволяло бы людям проводить здесь достаточно долгое время. Третий вариант, к которому, как считает архитектор, необходимо стремиться, включает в себя достоинства пешеходной зоны и при этом обеспечивает жителям и гостям города возможность проведения досуга. Именно такие примеры и стали появляться в последнее время на карте города.
Променады, амфитеатры и огороды
В Приморском районе любимым местом отдыха горожан стала набережная в парке 300-летия Санкт-Петербурга с арт-объектами и выходом на полноценный пляж, в Выборгском — облагороженная прибрежная линия у Суздальских озер с деревянными качелями и детской площадкой. В Петроградском районе новое место притяжения для семейного отдыха — набережная реки Карповки. Здесь в историческом центре города оборудованы детская и спортивные площадки, построен амфитеатр с видом на воду, установлены качели. Для любителей поколесить по городу проложили велодорожку, а для садоводов разбили два огорода: на одном выращивают лекарственные растения, на другом — овощи.
Новым трендом стало и создание благоустроенных набережных рядом с жилыми комплексами. Девелоперы занимаются берегоукреплением, открывают здесь места для отдыха, променады и даже причалы для маломерных судов. Если раньше красивые набережные были фишкой элитных ЖК, то сейчас становятся нормой и для спальных районов.
Городские власти уверяют, что работа по созданию общественных пространств вдоль набережных будет продолжена — в ближайшее время они должны открыться на Смольной набережной и набережных Черной речки и Мойки. Еще одна современная набережная запланирована на территории будущего арт-парка «Тучков буян», который построят на Петроградской стороне между проспектом Добролюбова и Малой Невой. Девелоперы, в свою очередь, осваивают намыв и первую линию Большой Невы на Васильевском острове. Одно из новых направлений, где в ближайшее время появится новая зона комфорта, — Октябрьская набережная на правом берегу Невы, сегодня там идет активное жилое строительство.
Бизнес ждет новый Генплан
Значимость благоустроенных набережных для города признают все — и архитекторы, и чиновники. Однако то, что у самого города не так много принадлежащих ему земельных участков, а большая часть земли имеет частных собственников, тормозит обустройство набережных. Как признался руководитель девелоперской компании, он готов вложить деньги в благоустройство набережной, но если владелец соседнего участка захочет его продать и там вдруг откроются мастерские, о комфортной среде на этой территории можно будет забыть. Тревожит и то, что в последнее время набережные все чаще отдаются под строительство новых дорог, чего не делают города, не обладающие таким количеством набережных. А потому эксперты даже сравнивают Петербург со старушкой, которая жжет бесплатный газ ради экономии платных спичек. Надежду на то, что эти проблемы найдут решения и питерские набережные станут благоустроенными общественными пространствами, аналитики связывают с новым Генпланом города. Как заметил вице-губернатор Северной столицы Борис Пиотровский, у Петербурга есть понимание важности и ценности развития этих территорий. Осталось дождаться реализации конкретных проектов.