Регламенты ухоженности: стандартизация работ по благоустройству повышает окупаемость проектов


Shutterstock/FOTODOM

Российская гильдия управляющих и девелоперов (РГУД) и консалтинговая компания в сфере территориального развития Atlas изучили, насколько широко застройщики применяют современные подходы в ходе работ по благоустройству территорий, прилегающих к сдаваемым объектам.

В исследовании приняли участие представители менеджмента таких крупных игроков из сферы недвижимости, как «Самолет», Time Development, ФСК Family, «Эталон», Dogma, «Садовое кольцо», «Ядро» и некоторых других. Все перечисленные девелоперы активно работают на рынке и реализовали немало интересных проектов. Важным элементом многих из них стали оригинальные решения при оформлении внутридомовых и околодомовых пространств. Их применение положительно сказывалось на стоимости проектов и повышало их привлекательность в глазах покупателей жилья. Однако выяснилось, что только 56% опрошенных компаний частично или полностью внедряют стандарты благоустройства общественных пространств — и это несмотря на то, что стандартизация существенно помогает оптимизировать расходы на благоустройство и эксплуатацию дворов в новостройках. При этом 44% признались, что каждый раз приходится разрабатывать проект благоустройства проекта «с нуля», тогда как опыт эксплуатации дворов в реализованных жилых комплексах (ЖК) не учитывается.

Между тем, сами девелоперы фиксируют возросший интерес к теме благоустройства со стороны покупателей. По оценкам 87% представителей стройбизнеса, пандемия и переход на «удаленку» сформировали возросший спрос на ЖК с качественным благоустройством, включающим зонирование, ландшафтный дизайн и разнообразные детские и спортивные площадки. Одновременно 75% девелоперов убеждены: благоустройство является определяющим фактором при выборе ЖК среди вариантов, сопоставимых по цене и локации.

По наблюдениям экспертов, помимо возросших требований со стороны покупателей недвижимости к качеству благоустройства изменился взгляд и на функциональное наполнение дворов. На смену культу детских площадок приходит концепция разделения шумных и тихих зон: детские и спортивные пространства, согласно последним тенденциям, выносятся в близлежащие парки и скверы, во дворах же остаются зоны для игр самых маленьких, а также беседки или мини-огороды для жителей. Дворы становятся спокойным местом для работы и отдыха, со столами и стульями, розетками и навесами.

Эти тенденции и факторы могут заставить девелоперов увеличить в своих проектах расходы на благоустройство, которые, согласно данным исследования РГУД и Atlas, уже достаточно велики. Так, половина из респондентов отметили, что тратят на благоустройство территории от 2 до 10% общего объема инвестиций в проект; еще в 20% компаний утверждают, что в их проектах соответствующие затраты составляют 10-15%; и только около трети (30%) тратят на благоустройство статистически малозаметные менее 2% бюджета.

При этом 62% девелоперов подтвердили, что за последние два-три года вложения по этой статье расходов выросли, в том числе из-за санкций и ухода с российского рынка некоторых компаний — поставщиков мебели и материалов для дворового благоустройства. С проблемой поставщиков столкнулись 25% респондентов.

В сложившейся ситуации, по оценкам аналитиков рынка, применение стандартизированных подходов при благоустройстве поможет застройщикам повысить привлекательность своих проектов при одновременном снижении затрат на квадратный метр территории. «Вопреки распространенному мнению, что любые регламенты предполагают создание проектов «под копирку», девелоперы, внедрившие стандарты благоустройства, напротив, получают каталог разнообразных и хорошо сочетающихся между собой решений, — отмечает генеральный директор Atlas Александра Сытникова. — Они помогают создавать уютные дворы, которые в течение многих лет выглядят так же привлекательно, как на рендерах, удобны в эксплуатации и не требуют регулярных вложений в ремонт».

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest