• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Во главе угла — горожанин: из чего формируется каркас человеко-ориентированного мегаполиса


Shutterstock/FOTODOM

Жизнь в большом городе — непростая задача. Наряду с преимуществами, которые дают современные города, это и экологические, и социальные риски, возрастающие вместе с урбанизацией. Как мегаполисы борются с ними и какие стратегии выбирают, чтобы быть более здоровыми?

Устойчивый фундамент

Сегодня для более чем половины населения планеты жизненная среда — это урбанизированная среда, и процент городских жителей в мире по прогнозам достигнет 70% к 2050 году. При этом в «каменных джунглях» наилучшие условия могут сосуществовать с наихудшими. В мегаполисах всегда есть потенциал и ресурсы, например, доступ к образованию, рабочим местам, медицинскому обслуживанию, хорошему транспорту, но он не одинаков для всех.

«Устойчивость и здоровье города — тот фундамент, на котором основывается современное проектирование и градостроительство, — уверена основатель агентства «Plan the Best. Консалтинг и маркетинговые коммуникации» Екатерина Панова. — Такой запрос вызван тремя глобальными трендами, с которыми живет человечество. Первый — это эмерджентность (от англ. emergent — «неожиданно появляющийся»), кажущийся хаос, который ведет к построению новой системы, сейчас мы как раз находимся внутри него. Второй — это экологические проблемы, с которыми столкнулся мир, переход от антропоцена к симбиоцену (от доминирования людей над окружающей средой к симбиозу и реинтеграции), осознание того, что человек является частью природы. И третий — урбанизация, огромный вызов для всех».

Нормативы старые, а жители нет

Многие российские города спроектированы по нормативам советского времени — с зелеными каркасами, системой общественного транспорта и социальной инфраструктурой у дома. Однако современным жителям, особенно спальных районов, где плотность социальной и культурной функций всегда ниже, чем в центре, этого уже недостаточно, чтобы чувствовать себя комфортно.

«Нужна сбалансированность — способность безболезненно перейти от парадигмы устойчивого развития в советском смысле к современному пониманию, но чтобы этот переход обошелся без потерь завоеваний прошлого, — подчеркивает директор по развитию городской среды финансового института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. — Нужно понимать, что советский градостроительный опыт имеет колоссальные преимущества по сравнению с теми городами, которые принято считать развитыми. Это отсутствие острой имущественной и социальной сегрегации. У нас нет откровенных гетто или суперэлитных районов, тогда как в наиболее богатых городах тенденция к сегрегации идет более активно. Великим достижением является то, что советские нормативы создали среду высокого разнообразия — социального и имущественного, во многом это является крайне сложнодостижимым для развитых городов. Но новая сложность заключается в том, что жизнь не стоит на месте. И если нормативы советские, то жители совсем не советские — они требуют гораздо большего. Например, люди серебряного возраста уже не находятся в логике, которая отведена нормативами СССР, что достаточно лавочки у дома или поликлиники в пешей доступности. Требования гораздо шире, и такие новые запросы мы видим по каждой возрастной группе».

Неразрывное сосуществование

Каркас человеко-ориентированного города составляют три категории, формирующие основу современного планирования: они связаны со здоровьем людей, с их достатком (они должны чувствовать себя обеспеченными) и возможностью самореализации. «Как город может обеспечить потребности современного человека? — задается вопросом директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук. — В нашей практике всегда есть шесть стандартных блоков, они связаны с экономикой, транспортом, экологией, культурой, жилищной и социальной инфраструктурой. Мы как проектировщики работаем с городским пространством, в центре которого находится человек, в котором он живет, работает, отдыхает, учится. И когда мы планируем развитие горсреды, будь то большие градостроительные изменения или локальное благоустройство, мы всегда задаемся вопросом: что же на самом деле волнует горожанина?»

Однако перед большинством российских регионов сейчас стоит не только вопрос, как перейти от советского нормирования к новому современному и постиндустриальному городу. В отличие от Москвы здесь актуальна проблема строительства вообще какого-либо нового жилья, вопрос обеспечения школами, детскими садами и дорогами и даже зачастую инженерной инфраструктурой.

«В такой ситуации эту дуальность помогают решать институты развития, — добавляет Антон Финогенов. — Есть стандарт комплексного развития территорий, который показывает, как заниматься формированием городов. Есть Индекс качества городской среды, который дает мотивацию для муниципалитетов и регионов при планировании бюджета выделить приоритеты не только в эксплуатационной логике. И есть инфраструктурные облигации, которые дают финансовый инструмент для реализации таких проектов».

Парадигма движения

Транспорт — важнейшая составляющая каркаса здорового города, потому что на его долю приходится значительный процент выбросов, но не только: сюда входят и повышение безопасности на дорогах (снижение травматизма), и доступности общественного транспорта, и развитие активной мобильности как непременной части здорового образа жизни.

Как показывает практика мировых столиц, единственно эффективной парадигмой развития транспортной системы в здоровом городе является приоритет общественного транспорта и меры по сокращению пользования личными авто.

«В постсоветских городах мы часто сталкиваемся с отсутствием каркаса общественного городского транспорта, удобных транспортно-пересадочных узлов, неэффективными выделенными полосами, неудобной маршрутной сетью и заторами на дорогах, — отмечает управляющий партнер компании «STEP. Транспортные решения» Алина Бисембаева. — Отсутствует механизм согласования решений, и есть несистемный подход к развитию безопасной среды для пешеходов и средств индивидуальной мобильности. Сюда же добавляются отсутствие парковочных мест, нормальных логистических центров, грузовики, которые пыхтят во дворах. Рынок такси и каршеринга тоже не везде управляется городом и представляет из себя некий хаос».

Между тем, одна из самых насущных транспортных проблем — это уменьшение времени на дорогу до работы. И здесь важно помнить, что организация инфраструктуры общественного транспорта существенно влияет на его привлекательность: если он станет удобнее и быстрее, чем личный автомобиль, люди, конечно, выберут его. Это положительно отразится на экологии, а повышение доступности мест приложения труда — на экономике.

«Чтобы общественный транспорт был эффективным, нужны скоростные коридоры, — считает эксперт. — В Москве они представлены метрополитеном и автобусной сетью «Магистраль», новыми ж/д решениями, но во многих городах этого нет. Выбор приоритетных магистральных направлений — это основа современного общественного транспорта. На все это накладывается качественная маршрутная сеть и реорганизации сети с учетом пассажиропотока. На его популярность влияют и такие вещи, как удобные павильоны наземного транспорта, близость остановок от мест проживания и пешеходных переходов, что также повышает комфорт».

Благополучие на первом месте

Жить в мегаполисе — достаточно сложная задача, это постоянный поиск баланса между самореализацией и последствиями антропогенной среды. Именно поэтому так важно сделать благополучие приоритетом — как на уровне отдельно взятой личности, так и на уровне городской политики.


Source: https://lib.zaplata.ru/varlamov/vo-glave-ygla-gorojanin-iz-chego-formiryetsia-karkas-cheloveko-orientirovannogo-megapolisa.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Процесс пошел: в 2023 году в Москве приняты решения о реализации еще 38 проектов комплексного развития территорий

Сергей Киселев/ АГН «Москва» Напомним, что с конца 2021 года только под эгидой «ДОМ.РФ» прошло уже 42 аукциона...

И жилой дом, и памятник архитектуры: активные реставрационные работы в Воронеже

vestivrn.ru В Воронежской области немало зданий, имеющих статус объекта культурного наследия и в то же время выполняющих функции...

Бронзовые человечки: архангелогородцам показали очередного «хранителя Севера» — трескоеда

severalmaz.ru В Архангельске на набережной Северной Двины торжественно открыли четвертую скульптуру в рамках реализации проекта «Кудесники — хранители...

«Бесшовная» эксплуатация города зимой: ожидания и реальность

Фото: Юлия Пилипейко Зимний сезон с характерными снегопадами, гололедом, градом и дождем ежедневно и даже ежечасно представляет собой...

Воркаут-зоны и парки с геопластикой – самые популярные объекты благоустройства новостроек

Исследование «Актуальные объекты благоустройства новостроек» провели аналитики ГК «Основа». По результатам опроса покупателей жилья и потенциальных клиентов компании,выяснилось,...

Граждане хотят гулять: благоустройство нового участка набережной Камы в Перми проведут в два этапа

t.me/permadmin Новый участок пермской набережной, который в этом году начали приводить в порядок, протянется от железнодорожной станции Пермь-1...

Где княгиня повелела град строить: в городе Буе Костромской области завершено обновление парка на Стрелке у слияния двух рек

novosti44.ru В старину буем называли высокое открытое место. Вот на таком месте — на Стрелке у слияния рек...

КРТ работает: в соавторстве властей и девелоперов развиваются масштабные проекты

strana.com Комплексное развитие территорий (КРТ) — тема, часто звучащая в выступлениях бизнесменов и чиновников самого высокого ранга, обсуждаемая...

Город коротких расстояний: компактность как стратегия пространственного развития страны

Shutterstock/FOTODOM Григорий СОЛОМИН, управляющий партнер компании «Новая Земля»: Городское население составляет сейчас в России почти 109,7 млн человек,...

Тетрис или пазлы? КРТ как система сдержек и противовесов

Александр СТАРИКОВ, партнер архитектурного бюро Syntaxis: За последние полтора десятилетия строительство жилья в России прошло долгий путь от...

Дышать уже легче: подмосковный воздух стал существенно чище

Shutterstock/FOTODOM Высокий уровень урбанизации и работа большого числа промышленных предприятий создают значительную нагрузку на территорию Подмосковья. Снизить ее...

Двор образцового содержания: современные ЖК напоминают мини-города со всеми удобствами

basmanny.my-priority.ru В последние годы в концепции жилых комплексов произошел качественный скачок — ЖК стали не просто набором квартир:...

Переосмысление общественных пространств: в Тверской области реализуют проекты, победившие во Всероссийском конкурсе

Правительство Тверской области В 2024 году в Торжке, Бежецке и Удомле начнется благоустройство общественных территорий, ставших победителями во...

Лицом к людям: горожане сегодня обращают внимание на бульвары, арт-объекты, плейхабы

Жилые кварталы LIFE Варшавская Бережное отношение к горожанам — одна из примет нашего времени: города «повернулись лицом к...

Серьезные амбиции: новые возможности и перспективы на земельном рынке Москвы

Василий Кузьмичёнок/ АГН «Москва» Густонаселенная Москва в последние годы испытывает дефицит свободных земельных участков, однако городские программы, в...

В каждой второй новостройке Москвы есть собственные школы и детсады

В конце июля первое чтение в Госдуме прошел федеральный закон, обязывающий девелоперов строить социальную инфраструктуру в рамках комплексного...

Историческая значимость: Зарайск вошел в топ самых популярных городов для зимнего отдыха. И не зря!

Пресс-служба Министерства благоустройства Московской области Зарайск — город на юго-востоке Московской области, интересный тем, что здесь самый маленький...

Задача города – заложить наиболее качественную основу для благополучной жизни будущих поколений

Что необходимо учесть при осуществлении масштабных проектов в современном мегаполисе Промышленное развитие прошлых лет существенно повлияло на облик...

Быстро, близко и с комфортом: на МУФ-2023 назвали главные драйверы развития городов

Александр Авилов/ АГН «Москва» В конце августа в столичном «Зарядье» прошли ключевые официальные мероприятия деловой программы XII Московского...

Прогулки с пользой: продолжаются мероприятия большого цикла «Экскурсии МКА. Путеводитель по современной архитектуре»

Наталия Алексеева Ежегодно в летний и осенний периоды Москомархитектура при поддержке архитекторов и экспертов проводит цикл экскурсий, где...