• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Во главе угла — горожанин: из чего формируется каркас человеко-ориентированного мегаполиса


Shutterstock/FOTODOM

Жизнь в большом городе — непростая задача. Наряду с преимуществами, которые дают современные города, это и экологические, и социальные риски, возрастающие вместе с урбанизацией. Как мегаполисы борются с ними и какие стратегии выбирают, чтобы быть более здоровыми?

Устойчивый фундамент

Сегодня для более чем половины населения планеты жизненная среда — это урбанизированная среда, и процент городских жителей в мире по прогнозам достигнет 70% к 2050 году. При этом в «каменных джунглях» наилучшие условия могут сосуществовать с наихудшими. В мегаполисах всегда есть потенциал и ресурсы, например, доступ к образованию, рабочим местам, медицинскому обслуживанию, хорошему транспорту, но он не одинаков для всех.

«Устойчивость и здоровье города — тот фундамент, на котором основывается современное проектирование и градостроительство, — уверена основатель агентства «Plan the Best. Консалтинг и маркетинговые коммуникации» Екатерина Панова. — Такой запрос вызван тремя глобальными трендами, с которыми живет человечество. Первый — это эмерджентность (от англ. emergent — «неожиданно появляющийся»), кажущийся хаос, который ведет к построению новой системы, сейчас мы как раз находимся внутри него. Второй — это экологические проблемы, с которыми столкнулся мир, переход от антропоцена к симбиоцену (от доминирования людей над окружающей средой к симбиозу и реинтеграции), осознание того, что человек является частью природы. И третий — урбанизация, огромный вызов для всех».

Нормативы старые, а жители нет

Многие российские города спроектированы по нормативам советского времени — с зелеными каркасами, системой общественного транспорта и социальной инфраструктурой у дома. Однако современным жителям, особенно спальных районов, где плотность социальной и культурной функций всегда ниже, чем в центре, этого уже недостаточно, чтобы чувствовать себя комфортно.

«Нужна сбалансированность — способность безболезненно перейти от парадигмы устойчивого развития в советском смысле к современному пониманию, но чтобы этот переход обошелся без потерь завоеваний прошлого, — подчеркивает директор по развитию городской среды финансового института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. — Нужно понимать, что советский градостроительный опыт имеет колоссальные преимущества по сравнению с теми городами, которые принято считать развитыми. Это отсутствие острой имущественной и социальной сегрегации. У нас нет откровенных гетто или суперэлитных районов, тогда как в наиболее богатых городах тенденция к сегрегации идет более активно. Великим достижением является то, что советские нормативы создали среду высокого разнообразия — социального и имущественного, во многом это является крайне сложнодостижимым для развитых городов. Но новая сложность заключается в том, что жизнь не стоит на месте. И если нормативы советские, то жители совсем не советские — они требуют гораздо большего. Например, люди серебряного возраста уже не находятся в логике, которая отведена нормативами СССР, что достаточно лавочки у дома или поликлиники в пешей доступности. Требования гораздо шире, и такие новые запросы мы видим по каждой возрастной группе».

Неразрывное сосуществование

Каркас человеко-ориентированного города составляют три категории, формирующие основу современного планирования: они связаны со здоровьем людей, с их достатком (они должны чувствовать себя обеспеченными) и возможностью самореализации. «Как город может обеспечить потребности современного человека? — задается вопросом директор Института Генплана Москвы Татьяна Гук. — В нашей практике всегда есть шесть стандартных блоков, они связаны с экономикой, транспортом, экологией, культурой, жилищной и социальной инфраструктурой. Мы как проектировщики работаем с городским пространством, в центре которого находится человек, в котором он живет, работает, отдыхает, учится. И когда мы планируем развитие горсреды, будь то большие градостроительные изменения или локальное благоустройство, мы всегда задаемся вопросом: что же на самом деле волнует горожанина?»

Однако перед большинством российских регионов сейчас стоит не только вопрос, как перейти от советского нормирования к новому современному и постиндустриальному городу. В отличие от Москвы здесь актуальна проблема строительства вообще какого-либо нового жилья, вопрос обеспечения школами, детскими садами и дорогами и даже зачастую инженерной инфраструктурой.

«В такой ситуации эту дуальность помогают решать институты развития, — добавляет Антон Финогенов. — Есть стандарт комплексного развития территорий, который показывает, как заниматься формированием городов. Есть Индекс качества городской среды, который дает мотивацию для муниципалитетов и регионов при планировании бюджета выделить приоритеты не только в эксплуатационной логике. И есть инфраструктурные облигации, которые дают финансовый инструмент для реализации таких проектов».

Парадигма движения

Транспорт — важнейшая составляющая каркаса здорового города, потому что на его долю приходится значительный процент выбросов, но не только: сюда входят и повышение безопасности на дорогах (снижение травматизма), и доступности общественного транспорта, и развитие активной мобильности как непременной части здорового образа жизни.

Как показывает практика мировых столиц, единственно эффективной парадигмой развития транспортной системы в здоровом городе является приоритет общественного транспорта и меры по сокращению пользования личными авто.

«В постсоветских городах мы часто сталкиваемся с отсутствием каркаса общественного городского транспорта, удобных транспортно-пересадочных узлов, неэффективными выделенными полосами, неудобной маршрутной сетью и заторами на дорогах, — отмечает управляющий партнер компании «STEP. Транспортные решения» Алина Бисембаева. — Отсутствует механизм согласования решений, и есть несистемный подход к развитию безопасной среды для пешеходов и средств индивидуальной мобильности. Сюда же добавляются отсутствие парковочных мест, нормальных логистических центров, грузовики, которые пыхтят во дворах. Рынок такси и каршеринга тоже не везде управляется городом и представляет из себя некий хаос».

Между тем, одна из самых насущных транспортных проблем — это уменьшение времени на дорогу до работы. И здесь важно помнить, что организация инфраструктуры общественного транспорта существенно влияет на его привлекательность: если он станет удобнее и быстрее, чем личный автомобиль, люди, конечно, выберут его. Это положительно отразится на экологии, а повышение доступности мест приложения труда — на экономике.

«Чтобы общественный транспорт был эффективным, нужны скоростные коридоры, — считает эксперт. — В Москве они представлены метрополитеном и автобусной сетью «Магистраль», новыми ж/д решениями, но во многих городах этого нет. Выбор приоритетных магистральных направлений — это основа современного общественного транспорта. На все это накладывается качественная маршрутная сеть и реорганизации сети с учетом пассажиропотока. На его популярность влияют и такие вещи, как удобные павильоны наземного транспорта, близость остановок от мест проживания и пешеходных переходов, что также повышает комфорт».

Благополучие на первом месте

Жить в мегаполисе — достаточно сложная задача, это постоянный поиск баланса между самореализацией и последствиями антропогенной среды. Именно поэтому так важно сделать благополучие приоритетом — как на уровне отдельно взятой личности, так и на уровне городской политики.


Source: https://lib.zaplata.ru/varlamov/vo-glave-ygla-gorojanin-iz-chego-formiryetsia-karkas-cheloveko-orientirovannogo-megapolisa.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Грибы с глазами: в Рязани продолжается установка миниатюрных скульптур, обязанных своим появлением известной поговорке

admrzn.ru Откуда взялось это выражение: «В Рязани — грибы с глазами»? По одной из версий, в старину рязанцы...

Такое не забывается – обзор музеев в жилых комплексах Москвы

Москва – мировой лидер по количеству музеев. Сейчас в столице насчитывается более 450 подобных познавательных учреждений, и с...

Демонтаж с перспективой: в Усолье-Сибирском сносят последний цех опасного производства

В августе 2020 года президент России Владимир Путин по итогам совещания по экологической ситуации в городе Усолье-Сибирское Иркутской...

Реконструкции быть: в Ярославской области на средства инфраструктурного бюджетного кредита обновят облик древних городов

Shutterstock/FOTODOM Инфраструктурный бюджетный кредит (ИБК) — это новый механизм регионального развития, он предоставляется под 3% годовых на срок...

Ермак разрушается: в казачьей столице пытаются спасти памятник покорителю Сибири

Shutterstock/FOTODOM Кто бывал в Новочеркасске, тот видел памятник историческому завоевателю Сибири казачьему атаману Ермаку: величественная четырехметровая скульптура стала...

Самая красивая деревня: во Владимирской области подвели итоги девятого регионального конкурса сельских территорий

best-village.ru В этом году участниками конкурса, проводимого под патронажем губернатора региона Александра Авдеева, стали 73 населенных пункта, отнесенных...

Перерождение города: как строить и сохранять историю

Shutterstock/FOTODOM Современные города — это не только места жизни и работы, но и пример культурного и исторического разнообразия....

Комфорт и развитие: лучшие парки определят в России в ходе общенационального конкурса

Shutterstock/FOTODOM 1 февраля стартовал прием заявок на участие в I Всероссийской парковой премии «Парки России». Это совместный проект...

Пять причин выбрать новостройку в Ростокино

Ростокино возглавило рейтинг районов Москвы с самой высотной застройкой. Среднее количество этажей в строящихся здесь домах – 32....

Четыре неочевидных преимущества спортивной школы рядом с домом

Порядка 82% покупателей считают наличие спортивной инфраструктуры рядом с домом важным критерием поиска жилья. Экономия времени, безопасность, удобство...

Тополиный пух, жара… метель: власти и девелоперы ищут способы обезопасить граждан от сезонной проблемы

Shutterstock/FOTODOM Каждое лето эксперты-урбанисты, градостроители, архитекторы и экологи активно обсуждают вопросы комфорта и качества жизни в мегаполисе в...

О чем забывают девелоперы при проектировании городов

MR Group О том, как благоустройство влияет на жизнь горожан, почему торговые пространства меняют облик городов и каких...

Курс на будущие достижения: как «АС-Проект» способствует преображению градостроительного облика Уфы

АС-Проект Более 24 лет Проектный институт «АС-Проект» является примером востребованности и эффективности на строительном рынке Башкортостана. Возглавляет коллектив...

Такая вот история: на Кубани показали пример, как можно работать с ОКН

БЭЛ Девелопмент Представители бизнеса, власти и архитектурного сообщества собрались в Краснодаре на форум «Re:старт. Лучшие практики девелопмента в...

Уходят по-английски – сколько в Москве ЖК с иностранными названиями

В октябре 2023 года депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о запрете присвоения жилым комплексам иностранных...

Atlas Севастополя: у «города, достойного поклонения», появился свой дизайн-код

Shutterstock/FOTODOM Члены Архитектурно-художественного совета Севастополя единогласно приняли дизайн-код города и даже рекомендовали представить его как одну из лучших...

Искусство городу к лицу: зачем девелоперы устанавливают арт-объекты в своих проектах

Расписная стена или целый парк скульптур — полет фантазии российских девелоперов, все чаще «украшающих» свои проекты различными арт-объектами,...

Удочка и рыба: АСИ создает Атлас решений, позволяющих развивать города

Shutterstock/FOTODOM Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) реализует программу «Новая миссия городов», направленную на выявление и...

«Тверская и окрестности»: в начале главной улицы страны открылась фотовыставка

Пресс-служба Voshod У стен Центрального телеграфа в Москве открылась выставка «Тверская и окрестности», посвященная эволюции архитектурного облика главной...

Минстрой России представляет победителей V Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды: Императорский парк

В центре Советской Гавани появилась новая многофункциональная территория В поселении «Город Советская Гавань» Хабаровского края завершается благоустройство площади...